Вопрос

2022-01-26 20:49:00
Политова Елена Владимировна

Добрый день. Хотела проконсультироваться по поводу мошеничества. Что делать если поверила мошенникам и потеряла много денег . Поверила, вложила, и так ничего и не получила. Какие шаги предпринять, куда писать, как добиться отсрочки кредитов?

Ответ

2022-02-07 10:21:13

Здравствуйте Елена Владимировна!

В вашем письме не указаны подробные обстоятельства, при которых вы потеряли деньги. Однако, в общем плане, можно сказать следующее.

1. Если вы предполагаете, что был факт мошенничества, то вам следует обратиться с соответствующим заявлением в полицию. Мошенничество – уголовное правонарушение, предусмотренное ст. 190 Уголовного кодекса РК (далее – УК РК).   

Как правило, на практике при квалификации мошенничества решается вопрос – носили ли отношения между обвиняемым и потерпевшим гражданско-правовой характер? Были ли договорные отношения? Передавали ли вы деньги, вкладывали ли вы по каким-либо договорам? При наличии таких отношений, вопрос разрешается в рамках гражданского процесса и необходимо подавать исковое заявление в суд, обычно по месту жительства ответчика. Если таковых отношений не было, то вопрос остается в уголовно-правовой сфере. Важным признаком мошенничества в правоприменительной практике является обещание лица выполнить действия, не входящие в его полномочия или компетенцию. См. документ: О судебной практике по делам о мошенничестве / Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 29 июня 2017 года № 6. За защитой своих прав граждане вправе обратиться и в прокуратуру (ст.ст. 4, 6, 21 Закона РК О прокуратуре от 30 июня 2017 года.

2. По вопросу отсрочки платежа по кредитам, вам необходимо обратиться в банк; получить консультацию менеджера банка о возможностях и условиях уменьшения финансовой нагрузки и иных облегчающих ваше положение мер поддержки. Написать соответствующее заявление и предоставить необходимые документы.    

При неправомерных действиях (в.ч. необоснованном начислении пени, штрафов; не обоснованном отказе от отсрочки платежа и т.п.) сотрудников банка, вы вправе обратиться в отдел защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка в Алматы. (Контакты указаны по ссылке https://www.gov.kz/memleket/entities/ardfm/contacts?lang=ru).

В дополнение к ответу – в настоящее время разработан проект Закона РК «О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан Республики Казахстан» и в ближайшее время планируется его принятие. Ожидается, что он окажет положительное влияние на положение неплатежеспособных граждан. 

P.S. По делам о мошенничестве рекомендуется адвокат АГКА – Стуканов Юрий Сергеевич (8 705 323 67 00) / https://www.agka.kz/ru

 

к.ю.н., асс.проф. НОД Право Курмангали М.Ш.