Вопрос

2023-01-07 16:06:00
Пономарёва А

Здравствуйте, на нашу торговую организацию постоянно поступают жалобы в ЧС от гражданки,зарегистрированной как ИП, которой мы отказались предоставить место для торговли в связи с занятостью этой территории. Неоднократно пытались уладить конфлик, но она буквально угрожает "устроить нам проблемы", в открытую говорит, что ей нужны деньги и нужно заработать именно на нашей территории. Подскажите, что в этом случае делать,как прекратить эти постоянные проверки и можно ли написать на нее какую-то ответную или коллективную жалобу , так как она подрывает деловую репутацию?

Ответ

2023-02-09 17:03:18

Здравствуйте!

Действующее законодательство Республики Казахстан предусматривает достаточный объем инструментов, обеспечивающих правовую защиту физических и юридических лиц в ситуациях, касающихся их чести, достоинства и деловой репутации. 

Вопросы защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц в гражданско-правовом порядке регламентируются статьей 143 действующего Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27.12.1994 г. В частности, в судебном порядке может быть истребовано опровержение сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию граждан, в том числе распространенные в средствах массовой информации.

Если распространяемые сведения, содержат признаки заведомо ложных, в силу чего порочат честь и достоинство другого лица или подрывают его репутацию, то их распространение может быть квалифицировано как клевета, что подпадает под действие статьи 73-3 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года.

Из содержания сообщения Пономарёвой А. недостаточно ясно, каково содержание поступающих в органы ЧС жалоб. Следует иметь в виду, что если в них содержатся недостоверные сведения, соединенные с обвинением лица в совершении коррупционного, тяжкого или особо тяжкого преступления, то это может признаваться квалифицирующим признаком, т.е. усиливающим административную ответственность за клевету.

Также из сообщения ясно, что по поступающим жалобам проводятся проверки торговой организации, которую автор сообщения представляет. Статья 144 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года допускает проведение внеплановых проверок субъектов предпринимательства, назначаемых органом контроля и надзора по конкретным фактам и обстоятельствам, послужившим основанием для назначения внеплановой проверки, с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.

При этом, согласно подпункту 3) пункта 5 статьи 144 Предпринимательского кодекса РК основанием внеплановой проверки субъектов (объектов) контроля и надзора является, в том числе, обращения физических и юридических лиц по нарушениям требований законодательства Республики Казахстан при наличии убедительных оснований и подтверждающих доказательств.

В случае нарушения прав и законных интересов субъектов контроля и надзора при осуществлении контроля, субъект контроля и надзора вправе обжаловать решения, действия (бездействие) органов контроля и надзора и их должностных лиц в вышестоящий государственный орган в порядке, предусмотренном главой 29 Предпринимательского кодекса РК, либо в судебном порядке.

При этом глава 27 Предпринимательского кодекса РК предусматривает право субъекта предпринимательства на защиту своих прав, свобод и законных интересов как в судебном, так во несудебном порядке (арбитраж, медиация, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана, омбудсмен, переговоры, претензионный порядок и иные).

 С уважением, эксперты Университета Нархоз